Анонимность, которую предоставляют пользователям социальные сети,
зачастую таковой не является. Невзирая на отсутствие идентифицирующих
данных (таких как имена, адреса и т.п.), пользователей "выдает" сама
структура взаимосвязей между ними, сообщает Вебпланета. Свою
методику Арвинд Нарайянан и Виталий Шматиков из Техасского университета
описывают в работе "Деанонимизация социальных сетей". Суть методики
состоит в следующем. Имеется некая социальная сеть анонимных
пользователей и имеется другая сеть, пользователи которой легко
идентифицируются. Между пользователями обеих сетей существуют связи,
которые также доступны сторонним наблюдателям. Имея в
распоряжении лишь эти данные, Нарайянан и Шматиков обещают вычислить
интернетчиков, которые являются участниками обеих сетей, и, таким
образом, идентифицировать "анонимных" юзеров первой сети. В
качестве примера исследователи взяли две крупные социальные сети,
Twitter и Flickr, сделали вид, что пользователи первой из них являются
анонимными, и применили к ним свою методику. После этого они проверили
правильность полученных результатов, что несложно было сделать,
поскольку Twitter всё-таки является публичной сетью. Выяснилось,
что треть пользователей, идентификацию которых можно проверить и
которые при этом являются членами как Twitter, так и Flickr, опознаются
с высокой степенью вероятности. Погрешность составила всего 12%, и это
притом что связи между пользователями обеих сетей заметно отличаются
(перекрытие составляет менее 15%). Таким образом, считают
исследователи, "в случае с социальными сетями анонимность не является
достаточным условием для сохранения прайвэси". Взяв на вооружение
математику, злоумышленники либо какие-нибудь "органы" могут без особых
проблем вычислять пользователей приватных соцсетей — как в массовом
порядке (например, для таргетированной рекламы), так и индивидуально. Исследователи
также отмечают, что не видят никакого технического решения, которое
могло бы защитить анонимность пользователей социальных сетей.
|